НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ: на суше и в воздухе

Еще разнообразнее способы движения насекомых. Они могут ползать, бегать, прыгать, летать. Ползают все насекомые. Очень своеобразно передвигается гусеница бабочки-пяденицы. Она упирается в rpyнт передними ножками, выгибает дугой спину и подтягивает заднюю часть к передней. Затем, отталкиваясь задними ножками, вытягивает тело вперед и таким образом «шагает».


Хороших бегунов среди насекомых немного. Тараканы дистанцию в 1 километр преодолевают за час. Самые быстрые насекомые, пожалуй, муравьи. Если принять за единицу скорости длину тела, то окажется, что муравей по быстроте бега не уступает скаковой лошади.

Кузнечики прыгают с помощью сильных задних ног с утолщенными бедрами, в которых расположены мощные мышцы. Благодаря таким задним ногам прямокрылые способны прыгать очень далеко: крупные виды на два и более метра — дальше всех насекомых-прыгунов. Блохи покрывают в прыжке столько же собственных длин тепа, что и кузнечики, но по абсолютной длине прыжка кузнечики их превосходят.


Среди насекомых есть отличные прыгуны. Кузнечики, отталкиваясь сильными задними ногами, совершают прыжки длиной более десяти метров. Огромные прыжки делают блохи. Подсчитано. что если блоха была бы ростом с человека и сохранила бы прежнюю прыгучесть, то она легко прыгала бы через Исаакиевский собор.

Кузнечик

В организме блох содержится резилин — особое белковое вещество, представляющее собой похожую на резину субстанцию. Резилиновый мячик, брошенный с десяти метровой высоты, подскакивает на 9,7 метра. У многих блох шарики резилина прикреплены к задним лапкам. Блоха, готовая к прыжку, — это все равно что заряженный арбалет. При прыжке сжатый панцирь расправляется, и блоха, благодаря резилину, подскакивает вверх.


Наибольшее изумление вызывает устройство летательного аппарата и летные способности насекомых. Тончайшие ажурные крылышки позволяют им быстро летать, легко маневрировать, а иногда преодолевать огромные расстояния. Количество крыльев у насекомых различное: у бабочек, перепончатокрылых, жуков четыре крыла, а у мух, комаров — два. Техника полета насекомых изучена пока слабо, но кое-что биологи все же узнали.


Бабочки машут крыльями, то опуская их вниз, то поднимая вверх. Взмахи очень широкие, и крылья, когда бабочка летит, почти сходятся у нее над спиной и под брюшком. Во время полета передняя и задняя пара крыльев соединяются друг с другом особой прицепкой, и бабочка взмахивает ими одновременно. Рулят бабочки, изменяя плоскость взмахов крыльев. Быстрее всех бабочек летают бражники, они развивают скорость до 50 километров в час.


Жуки летают, быстро взмахивая нижними крыльями. Надкрылья они держат, слегка приподняв концы в виде латинской буквы V. Такое положение надкрыльев позволяет жукам сохранять устойчивость в полете. Летают жуки со скоростью не более 20—25 километров в час.

Некоторые насекомые — искусные пилоты: ночная бабочка бражник может летать не только вперед, но и «включать задний ход», а мухам-журчалкам ничего не стоит сделать «мертвую петлю» и даже лететь спинкой вниз.


Сложные кривые описывают в воздухе крылья пчел, шмелей, ос. Когда насекомое парит на месте, его крылья описывают восьмерку, а когда оно движется, восьмерка растягивается и конец крыла вычерчивает сложную волнообразную кривую. Количество взхмахов крыльев у перепончатокрылых различное. Чаще всех других насекомых машут крыльями комары. Они делают до 500 взмахов в секунду. Тонкий надоедливый звук, который издает комар, — это не писк, как многие думают, а шум его крыльев.


Самые искусные «пилоты» среди насекомых — стрекозы, они могут долго парить на одном месте, планировать, совершенно не взмахивая крыльями, мгновенно поворачиваться и почти вертикально взмывать ввысь. При исполнении фигур «высшего пилотажа» у стрекоз передние и задние пары крыльев работают независимо одна от другой. О скорости полета стрекоз нет достоверных данных; по одним — они летают со скоростью 8—10 километров в час, по другим — со скоростью 30—40 километров в час.

Стрекоза

Быстрота и маневренность стрекоз давно интересовали натуралистов, но никаких выводов на основании изучения их начета сделано не было. О стрекозах вспомнили, когда наши отечественные авиаконструкторы нашли причину, почему скоростные самолеты вдруг ни с того ни с сего разваливаются на части. Оказалось, достаточно увеличить вес крыла в передней части, чтобы вредные колебания, разрушающие самолет, полностью исчезли. Точно также, как у современных самолетов, крылья стрекоз утолщены в передней части.


Полет насекомых — очень сложный процесс. Сейчас выяснилось, что жуки, пчелы, бабочки, мухи могут еще многое подсказать авиаконструкторам.


Возьмем хотя бы обыкновенного майского жука. Казалось бы, он совсем не должен летать: при его весе и конструкции крыльев для того, чтобы взлететь, необходимо иметь коэффициент подъемной силы от 2 до 3, а фактически у него этот коэффициент меньше единицы. Однако жук не только легко поднимается с земли, но и неплохо летает.


Насекомым, в отличие от самолетов, не надо ни взлетных, ни посадочных площадок Пчела, заметив цветок, зависает в воздухе, а затем плавно опускается. При посадке никогда не происходит «аварии», даже в ветреную погоду, когда цветок колеблется из стороны в сторону. Такая точность приземления недоступна самым совершенным вертолетам.


Полет насекомых довольно экономичен. В частности, расход горючего у реактивного самолета составляет около 12 процентов полезного груза, а пчела расходует всего 9 процентов горючего — сахара.


Искусные «пилоты» есть и среди пауков. Но как же они летают, ведь у них нет крыльев? Оказывается, на паутинке. К осени паучата подрастают — и выводку становится тесно. Палатам необходимо расселиться, чтобы всем было вдоволь вкусных мух. И паучки начинают готовиться к путешествию. Взобравшись па высокий куст или дерево, паучок прежде всего устраивает из коротких прочных нитей стартовую площадку, а затем приступает к изготовлению летной нити, закрепив ее конец на наветренной стороне своей вышки. Ветер сносит нить со стартовой площадки, и она образует вытянутую петлю. Когда длина петли достигает 10—20 сантиметров, паучок перегрызает нить у основания, и она вытягивается по ветру в одну линию. Паучок продолжает выпускать нить, и, когда она становится настолько длинной, что может удержать пилота в воздухе, он отцепляется от «стартовой площадки» и отправляется в полет. Надумав приземлиться, паучок, перебегая по паутинке, перемещает центр тяжести «воздушного корабля». И послушный пилоту корабль плавно опускается. Продолжительность полета различна: иногда паучок пролетает всего сотню метров, а иногда и несколько километров.